Без ограничений: почему международные кредиторы заботятся о благосостоянии украинских чиновников

Без ограничений: почему международные кредиторы заботятся о благосостоянии украинских чиновников

Без ограничений: почему международные кредиторы заботятся о благосостоянии украинских чиновников

Без ограничений: почему международные кредиторы заботятся о благосостоянии украинских чиновников Комментарии: 0 Фото: Мартинович Катерина В погоне за «помощью» от МВФ и ЕС украинское правительство готово снять верхнюю планку с зарплат членов наблюдательных советов. Набсоветы просят «бабла»!

В борьбе за «свои кровные» набсоветы небывало активизировались. Подали  специально разработанный законопроект №3708 , затем написали письмо Владимиру Зеленскому,а теперь в дело вступили еще и  международные кредиторы.

Ранее «КП» в Украине» уже писала о том, что в апреле ВР приняла изменения в госбюджет, которыми на период карантина зарплата чиновников и судей была ограничена 10 минималками — то есть 47 230 грн. По прошествии трех месяцев чиновники решили, что уже достаточно намучались, получая эти «копейки», и в июне в ВР был зарегистрирован проект закона №3708, которым предлагается ограничения по зарплатам для чиновников и судей снять.

Несмотря на то что авторы документа выдавливали слезу как могли, описывая «сложные условия пандемии», а также «условия чрезмерной нагрузки и рисков», в которых им приходится работать, рассмотрение документа, намеченное на 13 июля, все же отложили. Причем даже несмотря на то, что они педалировали тему, написав письмо президенту.

Однако сейчас становится понятно, что отмена верхней границы зарплат — лишь вопрос времени. Ведь, как оказалось, в том, чтобы членам набсоветов вернули их зарплаты, сильно заинтересованы международные кредиторы.

В частности, на днях стало известно о том, что отмена ограничений зарплат членам наблюдательных советов содержится в перечне условий для получения второго транша макрофинансовой помощи от Европейского союза в 600 млн евро.

А условие «отменить ограничения для чиновников» содержится в меморандуме о сотрудничестве Украины с МВФ.

— В частности, в документе указано, что Украина обязуется придерживаться процедур заполнения вакансий в набсоветах и предлагать им рыночную оплату труда с целью привлечения и мотивации высококвалифицированных украинских и международных специалистов, — отметил в комментарии «КП» в Украине» экономист Андрей Мартынюк. — И хотя это объяснение смехотворно и никакую особую «высокую квалификацию» заоблачные зарплаты совершенно не гарантируют, тем не менее обязательства взяты, и этот пункт действительно может служить основанием для возвращения прежних зарплат.

Получается, что зарплаты вернут только набсоветам, а чиновникам и судьям оставят урезанные суммы?

— Ограничения вводились для всех, и отменяться они будут тоже для всех, — отметил в комментарии «КП» в Украине» эксперт института Growford Алексей Кущ. — А заголовки в стиле «набсоветы просят «бабла» возникают потому, что зарплаты членов наблюдательных советов являются социально токсичным информповодом.

В роли «перегородки»

У обывателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: каких еще зарплат им не хватает? Все же 47 тысяч гривен в месяц — это в украинских реалиях совсем немалые деньги, и такие зарплаты в Украине получают лишь избранные.

Эксперты же напоминают: все в мире относительно. И учитывая, что члены набсоветов в Украине до введения ограничений получали сотни тысяч, а то и миллионы, для них 47 тысяч — это, конечно, копейки. Кстати, ранее нардеп от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк подсчитала, что, например, заработная плата иностранного члена Набсовета «Укрзалізниці» составляет от 50 до 160 тысяч гривен в день.

Надо сказать, что миллионные зарплаты отдельных чиновников и специалистов не первый год вызывают в обществе нешуточное раздражение и являются предметом спора среди экономистов: за что эти люди получают такие деньги и насколько это оправдано?

— Ситуация с большими зарплатами членов набсоветов госпредприятий выглядит так: либо абсолютная коррумпированность, неэффективность, зависимость от временных политиков и олигархов, либо независимые профессиональные набсоветы в госкомпаниях, — отметил экономист Александр Гаврутенко. — Либо кормушка для бесконтрольной политической системы, либо качественное современное корпоративное управление. И если для зарплат членов набсовета есть конкретная отдельная строка в платежных ведомостях и в финансовой отчетности предприятий, расходы на коррупцию и бесхозяйственность не так очевидны и размазаны по всем статьям баланса, по каждому платежу, в каждой поставке и в каждой услуге. Поэтому этим так легко оперировать популистам, которые используют любой повод для поднятия своего рейтинга, и им в этом будут вторить и поддерживать те, кто в разы больше на этом зарабатывал, вернее, воровал у государства.

Но, продолжает Гаврутенко, даже формальное наличие всех составляющих корпоративного управления не гарантирует их эффективной работы, если там не предусмотрены соответствующие уровню задач и требуемой компетенции высокие зарплаты. В мире понимают, что как бы политиканы ни кричали о своей преданности и бескорыстии в служении делу, таких альтруистов в природе не существует. Так что здоровая и справедливая мотивация должна быть в балансе с такого уровня  управленческими задачами и рисками. 

— Зарплаты в госсекторе должны быть ограничены, скажем, пятикратным размером минимальной заработной платы в экономике, — считает экономист Владислав Банков. — Те, кого это не устраивает, могут направиться в частный сектор, где рынок оценит каждого соискателя по заслугам.

Андрей Мартынюк уверен, что суммы зарплат членов набсоветов должны находиться в прямой зависимости от таких количественных показателей, как рост объемов производства и продаж, реализация новых проектов, чистая прибыль и т.д. Плюс, считает экономист, зарплаты иностранных специалистов должны не «догонять» зарплаты в Германии или Швейцарии, а коррелироваться с украинскими зарплатными реалиями.

В то же время Алексей Кущ утверждает: зарплатами членам набсоветов в Украине уже давно не надо никого догонять – они и так, что называется, «впереди планеты всей».

— Если сегодня и есть маркер, определяющий глубину внешнего управления, то это зарплаты членов наблюдательных советов, — говорит эксперт. — Зависимость проста: чем выше их вознаграждение, тем сильнее градус внешнего управления. В цивилизованных странах в набсоветах такие деньги никто не получает – на этих постах специалисты работают на общественных началах. Они просто выполняют функции, возложенные на них принципами корпоративного управления, а работа в набсовете становится для них весомым бонусом к личному портфолио. Кстати, в Украине есть немало профессионалов, готовых выполнять эти функции бесплатно, но вакансии в тех же «Нафтогазе» и «Укрзалізниці» заполнили иностранцы, получающие немалые деньги.

Почему же в какой-нибудь богатой Германии или Швейцарии это «почетная должность», на которой ничего не платят, а в нищей Украине этим «членам» платят такие деньги, что не каждый украинский мозг в состоянии оценить количество нулей в месячной зарплате?

Дело в том, поясняет Кущ, что, во-первых, в отличие от работы в Европе, фактор престижности работы в украинской государственной компании стремится к нулю.

Во-вторых, в Украине наблюдательные советы выполняют роль своеобразной «перегородки», отрезающей государство от госкомпаний.

Из-под Украины «выбивают табуретки»

Как известно, «вечное» требование МВФ -уменьшить дефицит бюджета. Как же оно согласуется с требованием снять ограничения для зарплат чиновников?
Эксперты считают, что противоречие просматривается только на первый взгляд. На самом деле в МВФ могут говорить одновременно и о сокращении бюджетного дефицита, и о снятии ограничений с зарплат, поскольку корреляция здесь незначительная. Это вообще любимая тема чиновников всех мастей: в ответ на упреки в слишком высокой зарплате показать, что она занимает в общей структуре расходов совсем небольшую долю.

При этом Алексей Кущ считает, что если говорить о политике МВФ, то в целом она направлена на то, чтобы насадить в Украине неолиберальную модель управления экономикой. Она предусматривает несколько базовых вещей, в частности, «отрезание» от демократических процедур (чтобы они не зависели от политики и выборов):

— правительства и чиновников. Эта модель работает уже сейчас, и это видно невооруженным глазом: Зеленский победил, произошла электоральная революция, но Коболев (глава «Нафтогаза» с марта 2014 года) продолжает занимать свой пост,и новый президент ничего не может с этим сделать;

-крупнейших государственных активов, недр, инфраструктуры и т.д. Эта модель сейчас находится в процессе реализации;

— государственных фискальных и таможенных органов. А вот «подмять» под себя фискальную систему «внешним управленцам» пока не удается -в Украине есть свое внутреннее мощное лобби. За эту сферу может разразиться настоящий «сталинград», и еще неизвестно, кто в этой битве выйдет победителем.

— Экономист-теоретик Вильгельм Рёпке в свое время говорил о «проклятии суверенитета», — подытожил Кущ. — Речь идет о том, чтобы в слабых странах постепенно вытеснять национальный суверенитет страны. Недра, земля, госкомпании, инфраструктура, независимое правительство -из страны постепенно выбивают основы суверенитета как табуретки из-под висельника.


Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.