Бюджет-2021: Страну заасфальтируют в долг

Бюджет-2021: Страну заасфальтируют в долг

Бюджет-2021: Страну заасфальтируют в долг

Бюджет-2021: Страну заасфальтируют в долг Комментарии: 0 Фото: Мариенко Андрей / УНИАН? Правительство представило проект главной сметы страны на следующий год.

За день до крайнего срока, то есть до  15 сентября, правительство представило проект бюджета на следующий год. По сути, это первый бюджет новой власти, который верстается в условиях экономического кризиса. Эксперты уже говорят, что цифры, которые туда заложены, слишком оптимистичны или взяты «от фонаря». 

Бюджетная дыра

Обычно мы начинаем обзор бюджета с курса доллара или роста ВВП страны. Но в этот раз в глаза бросается другая цифра – огромный дефицит.

— Проект государственного бюджета на 2021 год предполагает рост доходов на 9,4%, расходов — на 5,1%, — сообщил глава Министерства финансов Украины Сергей Марченко. — Доходы предусматриваются на уровне 1,071 трлн грн, расходы — 1,35 трлн грн.

То есть мы видим, что правительство решило продолжать жить в долг. И если в этом году такая политика имела объяснение – кризис пришел неожиданно и нужно было выкручиваться, то в следующем году можно было быть и поскромнее.

— В проект заложен гигантский дефицит бюджета – 270 млрд грн, — говорит экономист Тарас Козак. — Это 6% от валового внутреннего продукта Украины. Приемлемым в нормальных условиях считается дефицит до 3% ВВП. Переживаю, что в условиях высокой коррупции и при отсутствии реформ правоохранительной и судебной систем эти средства могут быть просто разворованы.

Кроме того, по словам экономиста, в проекте присутствует и скрытый дефицит бюджета — государственные гарантии.

— В частности, только на строительство дорог предусмотрен  71 млрд гарантий, — говорит экономист. – Традиционно государственные гарантии в Украине превращаются в будущие расходы бюджета.

Но бюджетная дыра может вырасти еще больше за счет того, что кризис окажется глубже, чем это предполагают в правительстве. По мнению экономиста Всеволода Степанюка, цифры доходной части бюджета завышены. Эксперт уверен, что падение в этом году будет глубже, чем рассчитывают авторы документа

 — Я больше склоняюсь к прогнозу МВФ, согласно которому украинская экономика по итогам 2020-го упадет на 8%, причем это еще позитивный прогноз, — отметил Степанюк в комментарии «КП» в Украине». – Думаю, что нас ждет падение не менее 10%. Но даже на фоне 8% доходная часть не будет прошлогодней, а мы видим, что она запланирована даже больше, чем в 2019-м. Это дает все основания говорить о том, что данный бюджет оторван от реальности.

Покрывать бюджетную дыру традиционно собираются за счет наращивания долгов. Проект госбюджета-2021 предполагает рост заимствований для финансирования общего фонда госбюджета на 64,2 млрд грн, или 10,3%, — до 684,7 млрд грн, из них облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) составят 549,1 млрд грн.

Согласно презентации Минфина, от евробондов в следующем году планируется получить 86,4 млрд грн, или около 3 млрд долларов. Финансирование бюджета от МВФ и других МФО ожидается в размере 43,2 млрд грн ($1,5 млрд), от приватизации – 6 млрд грн.

Оттолкнемся от дна?

В правительстве считают, что экономика в следующем году вырастет на 4,6%. То есть докризисного уровня мы в 2021 году не достигнем. Но даже такие темпы роста эксперты ставят под сомнение.

— Что касается прогноза роста в будущем году на 4%, то эти цифры вообще взяты с потолка, ведь у правительства нет ни одной программы, которая бы смогла дать такой рост, а сама по себе экономика после такого кризиса на 4% не вырастет, — говорит Всеволод Степанюк. — Особенно учитывая, что от карантина пострадали ЕС и другие страны, а мы явно зависим от внешней торговли.

На внутреннем рынке увеличить спрос и производство тоже вряд ли получится.

— Внутренних инвестиционных программ нет, — констатировал Всеволод Степанюк. – Строительство дорог – это, конечно, прекрасно, но это не производственный сектор. То есть затраты есть, и немалые, но прибыли это строительство не приносит. У правительства вообще нет ни единого проекта, который мог бы приносить прибыль, у него нет даже утвержденной программы! Так что все цифры в бюджете взяты «от фонаря», просто чтобы подать документ в срок. А дефицит бюджета будет снова погашаться за счет заимствований: нас снова ждут ОВГЗ и поза «чего изволите?» перед МВФ.

Экономист Даниил Монин говорит, что при такой структуре бюджета ожидать смягчения налогового законодательства, в частности введения налога на выведенный капитал, не предвидится.

— Мы видим тотальное доминирование государства в экономике, — говорит Монин. – И у меня возникает вопрос: как может экономика восстанавливаться с таким уровнем государственных расходов? Это же нереально.

Курс и цены

В правительстве готовили проект бюджета, предполагая, что гривна продолжит девальвировать.

— Курс доллара, на котором рассчитывается бюджет, составляет в среднем по году 29,1 грн/$1, — заявил Сергей Марченко. — Этот показатель был согласован с Национальным банком Украины.

Другими словами, если в конце этого года курс доллара будет на нынешнем уровне, около 28 грн за доллар, то к концу следующего должен быть около 30 грн за доллар. Правда, стоит отметить, что в последние годы правительственный прогноз ни разу не сбылся.

Такая девальвация национальной валюты и рост минимальной зарплаты до 6 тысяч гривен с 1 января и до 6,5 тысячи гривен с 1 июля  приведут к росту цен на 7,3 %.

— Нацбанку придется поднимать учетную ставку, — говорит Тарас Козак. – Поэтому про ипотечные кредиты со ставкой менее 10% годовых в гривне придется забыть. Моя оценка проекту бюджета — хочется жить на широкую ногу, по-богатому, а в карманах дыры.

На что потратят

Если проанализировать статьи расходов, то получится, что больше решили потратить на строительство дорог, силовые ведомства, медицину и образование. То есть власть продолжит пиариться на фоне больших строек и перерезания ленточек.

Основные статьи расходов на следующий год выглядят следующим образом:

Программа «Большое строительство» (развитие дорожной инфраструктуры) — 150 млрд грн (+20,7 млрд грн). Расходы на безопасность и оборону — 267 млрд грн (+21 млрд к плану с изменениями на 2020 год): на зарплаты военным и правоохранителям — 131 млрд (+8,3 млрд грн). Расходы на образование — 174 млрд грн (+34 млрд к плану 2020 года): на доплаты зарплат учителям +21,2 млрд грн (это увеличение зарплат на 30%). Расходы на медицину — 156 млрд грн (+27,5 млрд грн): предусматривается увеличение зарплат медиков на 30%; на программу медицинских гарантий планируется 123,4 млрд; на борьбу с коронавирусом — 19,4 млрд (из которых 2,6 млрд грн на вакцинацию). Расходы на социальную защиту населения — 324 млрд грн (+7,5 млрд к плану 2020 года): расходы на Пенсионный фонд — 204 млрд грн. На компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего предпринимательства — 2 млрд грн. Финансовая поддержка регионов (ГФРР) — 9,4 млрд грн (+4,5 млрд к плану 2020 года). Расходы на культуру — 7,5 млрд грн (+2,8 млрд к плану 2020 года). Расходы на спорт — 7,4 млрд грн (увеличено в 2,7 раза к плану 2020 года). В поддержку угольной отрасли — 4,5 млрд грн. В поддержку аграриев — 4,2 млрд грн. Цифровизация отраслей экономики — 2,9 млрд грн. Закупка 100 пассажирских вагонов для железной дороги — 3,3 млрд грн. Программы поддержки малого и среднего бизнеса — 12 млрд грн.

Правда, нужно понимать, что эти цифры претерпят существенные изменения во время рассмотрения в сессионном зале. Депутаты будут отстаивать интересы финансово-промышленных групп, а значит, что фонд оплаты учителей может существенно сократиться, а деньги пойдут на очередную стройку века или компенсации украинским олигархам.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.