Приход IKEA: инвестиции в Украину или расширение рынка сбыта

Приход IKEA: инвестиции в Украину или расширение рынка сбыта

Приход IKEA: инвестиции в Украину или расширение рынка сбыта

Приход IKEA: инвестиции в Украину или расширение рынка сбыта Комментарии: 3 Фото: REUTERS/Arnd Wiegmann «КП» в Украине» вместе с экономистами разбиралась, какие «бонусы» страна получает от открытия онлайн-магазина и можно ли это считать инвестициями. «Перемога»

Открытие на прошлой неделе онлайн-магазина IKEA вызвало неожиданную бурю эмоций, на время оттеснив даже новости о числе заболевших коронавирусом. Тон задал бравый пост столичного мэра, из которого каждому понятно: это «перемога»!

«Одним из своих важных заданий как мэра европейской столицы считаю привлечение иностранных инвесторов в наш город, — написал Виталий Кличко. — Именно к таким относится шведская корпорация IKEA. И я рад, что наше сотрудничество и подготовка к приходу IKEA в Украину состоялись. Сегодня IKEA официально начала свою работу в Киеве – сначала с онлайн-магазина. Приход такого инвестора особенно ценен в ситуации, которую сегодня мир преодолевает в связи с пандемией. И это – тот позитивный сигнал, который нужен нашему городу для привлечения других международных партнеров. Работаем дальше над тем, чтобы Киев становился привлекательным для инвесторов и комфортным для потребителей качественных товаров и услуг!».

Как видим, в очень коротком посте Кличко умудрился трижды произнести слово «инвестор», и подписчики это тоже не пропустили. Под постом мэра – сотни комментариев. Одни говорят, что создание рабочих мест и уплату налогов тоже можно считать инвестициями, а бренд IKEA – это не просто инвестор, а катализатор улучшения бизнес-климата страны. Другие убеждены, что в данном случае ни о каких инвестициях и речи не идет, а открытие онлайн-магазина – это всего лишь расширение рынка сбыта мебельного гиганта.

— В нынешнем формате онлайн-торговли инвестициями это можно назвать с большой натяжкой, — считает эксперт института Growford Алексей Кущ. – В разных странах IKEA использует разные форматы: где-то она открывает магазины в торговых центрах, где-то строит свои огромные ТЦ, а где-то открывает производство. Понятно, что производство нам было бы наиболее выгодно, и теоретически все возможности у Украины для этого есть, но, к сожалению, пока речь идет лишь об онлайн-продажах. Строительства магазина пока тоже, по всей видимости, не будет. Так что серьезных инвестиций ожидать не стоит.

Плюсы и минусы

Для многих украинцев новость о приходе IKEA – как бальзам на душу. Мол, раз такой гигант, известный своим категорическим нежеланием давать взятки, все же рассматривает Украину как страну для сотрудничества, то антикоррупционные органы работают, жизнь налаживается. Словом, есть ощущение, что выход IKEA на наш рынок немного приближает нас к Европе.

В то же время экономисты считают, что если рассматривать вход этой корпорации как победу над коррупцией, то лишь незначительную и локальную. Да и вообще, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, значение IKEA для украинского рынка сильно преувеличено.

— У нас слишком много и часто говорят об IKEA, но это обычный хозяйственный магазин, — говорит Охрименко. – У нас есть и другие хозяйственные магазины, поэтому я не думаю, что приход шведского гиганта может что-то существенно поменять. В то же время с точки зрения конкуренции приход нового игрока – это хорошо.

Кстати, с тем, что конкуренция пойдет украинскому рынку только на пользу, соглашаются все экономисты, жестко отсекая сочувствующих «Эпицентру», «Юску», украинским производителям мебели и т.д.

— От обострения конкуренции однозначно выигрывает потребитель, и пора уже перестать ставить узкокорпоративные интересы выше интересов общества, — считает экономист Владислав Банков. – Даже минимальное вложение бизнеса непосредственно в экономику – это всегда шаг в направлении ее развития, в отличие от так называемых «инвестиций» в долговые обязательства правительства.

IKEA – это маркер, добавляет Алексей Кущ. Если у инвестора нет времени, желания или возможностей провести исследование относительно бизнес-климата в той или иной стране, он просто смотрит на наличие на данном рынке компаний-флагманов, таких как McDonald’s, Coca-Cola, IKEA и т.д.

— И если их на рынке нет, он задается вполне логичным вопросом: почему? – продолжает эксперт. — Естественно, в дальнейшем это приводит к определенному блоку в принятии инвестиционных решений. Учитывая это, было бы хорошо, чтобы на нашем рынке присутствовали и полноценно работали 30-40 мировых брендов. И это было бы вполне осуществимо, если бы их приглашением в страну занялись профильные министры. Но, к сожалению, в украинском правительстве стратегия брендов отсутствует. Все очень любят пиариться, когда кто-то уже зашел, хотя они к этому вообще не имеют никакого отношения и не делали в этом направлении ничего.

Что касается налогов, то, говорит Алексей Кущ, они будут платиться в зависимости от формата участия. Поскольку идея о том, чтобы взимать налоги с онлайн-продаж, так и не была реализована, то, если IKEA будет продавать товары через свою торговую площадку, налоги здесь платиться не будут. Если же онлайн-площадка будет размещена в Украине либо откроется оффлайн-магазин, IKEA будет платить НДС и другие налоги.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.