Санкции против Медведчука: что будет с ценами на дизель и с посевной

Санкции против Медведчука: что будет с ценами на дизель и с посевной

Санкции против Медведчука: что будет с ценами на дизель и с посевной

Санкции против Медведчука: что будет с ценами на дизель и с посевной Комментарии: 10 facebook.com/Glusco.Ukraine Швейцарская компания Proton Energy анонсировала прекращение поставок в Украину дизеля и автогаза из России.

Экономические войны, которые затеяла украинская власть против бизнес-империи Виктора Медведчука, из плоскости политических взаимоотношений могут выплеснуться и на розничный рынок. Один из крупнейших трейдеров заявил о прекращении поставок дизельного топлива и сжиженного газа из России в Украину. Похоже, что таким способом в разгар посевной бизнес, который связывают с Виктором Медведчуком, попробует дестабилизировать ситуацию на рынке.

Ход конем

Противостояние Владимира Зеленского и Виктора Медведчука продолжается. После того как украинская власть провела ряд показательных обысков в офисах компании Glusco, швейцарская компания, которая владеет этой сетью, объявила о прекращении поставок топлива в Украину.

Формально сеть Glusco и ее материнская компания Proton Energy Group S.A. никак не связаны с Виктором Медведчуком. Однако на рынке ходят упорные слухи, что, несмотря на их швейцарскую юрисдикцию, эти юрлица входят в орбиту пророссийского политика.

И действия компании, в принципе, подтверждают эти подозрения. На этой неделе стало известно, что Proton Energy Group S.A. с 1 апреля прекращает поставки нефтепродуктов в Украину. Об этом сообщает профильное издание enkorr со ссылкой на письмо компании к контрагентам.

«В начале марта 2021 года компания получила информацию от одного из членов Нефтегазовой ассоциации Украины о том, что Служба безопасности Украины настоятельно рекомендует участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group SA и воздерживаться от покупки нефтепродуктов у компании. Кроме того, на прошлой неделе мы стали свидетелями событий в отношении сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy SA и члена Нефтегазовой ассоциации Украины. Ранее, в феврале 2021 года, технологический объем дизельного топлива в трубопроводе, который принадлежит компании, был незаконно арестован украинскими властями….

В результате вышеуказанных… действий украинских властей у Вас могут быть задержки и/или отказ в таможенном оформлении нефтепродуктов, поставляемых компанией к украинской границе. Компания несет финансовые потери из-за ареста своего дизельного топлива и хотела бы избежать такой ситуации для Вашего бизнеса…».

Объемы рынка

Казалось бы, зачем волноваться простым водителям? Ведь на рынке работает не один трейдер, а десятки, и поставки могут быть диверсифицированы. Однако эксперты говорят, что не все так просто.

— В 2020 году Proton Energy обеспечила около 22% рынка дизтоплива и сжиженного газа, — говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. —  Накануне апреля с его пиковым весенним потреблением – новость об остановке поставок, мягко говоря, не очень хорошая. Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно, ведь активизация потребления происходит не только в Украине.

По его словам, по дизелю основной выход – поставки по морю, их надо нарастить вдвое — до 200 тыс. тонн. В прошлом году в среднем было 65 тыс. тонн, рекорд зафиксирован осенью 2019 года – 153 тыс. тонн. И если в апреле включатся переходные объемы (неплохие запасы были в портах Одессы и Южного), то в май рынок войдет абсолютно «сухим».

— Проблема не в портах, их мощность по приемке с моря избыточна, а в железной дороге, которая лежит на лопатках и в том же 2019 году не смогла подставить плечо для выгрузки хоть каких-то объемов, — поясняет Куюн. — С тех пор ситуация особо не улучшилась.  Есть надежда, что к маю трейдеры нащупают дополнительные объемы поставок, в частности из Польши, Литвы, Беларуси. Ну и ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности «Укртатнафты».

Весьма сложно сложить баланс и по сжиженному газу. Быстро заместить точно не удастся.

— На рынке дефицит, последствия которого уже почувствовали в цене все, кто «на газу», — продолжает Куюн. — Недостающий объем может быть привезен по морю и через сухопутные границы. Не сразу, но может.

Санкции против Медведчука: что будет с ценами на дизель и с посевной

Фото: архив КП

Что будет с ценами?

Понятно, что любой сбой поставок или дефицит топлива тут же отражается на ценниках украинских АЗС.

— Рынок сильно лихорадило, и ажиотажный рост цен был при куда меньших проблемах, — говорит Сергей Куюн. — По газу повышение может составить до гривны на литре. И это только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. Независимо от этой ситуации мы ожидаем повышения закупочных цен из-за продолжающейся нехватки на внешнем рынке. Так что гривной на литре дело, очевидно, не ограничится. Но без топлива эта категория потребителей не останется – всегда есть бензин.

По его словам, сложнее спрогнозировать ситуацию по дизтопливу. Здесь логистическая составляющая большого значения не сыграет, все будет зависеть от достаточности предложения.

— Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены, — говорит Куюн. — Начинает работать цепная реакция: на какой-то АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. В конечном итоге АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены для охлаждения спроса может оказаться чревато.

Сейчас вопрос поставок топлива лежит в политической плоскости и во многом зависит от решения Кремля – хотят там устроить в Украине топливный кризис или нет.

— Все будет зависеть от того, какое будет принято решение — остановить поставку в Украину или найти нового оператора, — резюмирует эксперт. — Отметим, что «Роснефть», которая везет в Украину «Протон», не единственный поставщик: везут «Лукойл», «Татнефть», «Газпромнефть», ТАИФ и другие, и их украинские контрагенты тревожных сигналов пока не получают. Проблема в том, что если в Москве решат не поставлять «Роснефть», то велика вероятность остановки и других экспортеров. И вот тогда масштабного кризиса не избежать. С другой стороны, в апреле-мае будет больно, но к лету все войдет в свою колею, и ждать новостей из России больше не будет потребности. По нашим данным, консультации по поводу поставок в Украину уже начаты, решение должно быть принято на неделе.

, фармацевтов и сети «Спортмастер» отразятся на простых гражданах
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.