Снятие моратория на проверки бизнеса и налог на автомобили: как власть собирается наполнять бюджет

Снятие моратория на проверки бизнеса и налог на автомобили: как власть собирается наполнять бюджет

Снятие моратория на проверки бизнеса и налог на автомобили: как власть собирается наполнять бюджет

Снятие моратория на проверки бизнеса и налог на автомобили: как власть собирается наполнять бюджет Комментарии: 0 Фото: Юлия БерезовскаяПресс-центр НБУ На рассмотрении в ВР находится законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины.

Учитывая, что инициатором законопроекта №4101 является Кабмин, он имеет все шансы на принятие. «КП» в Украине» вместе с экспертами разбиралась, как правительство планирует обеспечить «сбалансированность бюджетных поступлений».

В мире вводят мораторий, а у нас наоборот

Авторы документа считают, что мораторий на проверки бизнеса сильно затянулся.

«В связи с тем, что действие моратория на проведение документальных и фактических проверок было установлено на достаточно большой промежуток времени, за время его действия значительная часть субъектов хозяйствования, имеющих риски неуплаты налогов, остаются непроверенными», — говорится в пояснительной записке к документу.

Однако экономисты считают, что сегодня для снятия моратория далеко не самое лучшее время.

— В период кризиса многие страны вводят мораторий на проверки, а в Украине все наоборот, — комментирует аналитик Алексей Кущ. – И это не говоря о том, что существующий мораторий был в какой-то мере фикцией, поскольку у налоговой оставалась масса возможностей «кошмарить» бизнес. Да, плановых проверок не было, но оставались проверки расчетно-кассовой дисциплины, и через проверку кассы можно было наложить штраф. По НДС остаются камеральные проверки, которые проводятся дистанционно, но при этом налоговая может заблокировать налоговые накладные.

Словом, говорит эксперт, инструменты для проверок и штрафов у налоговиков были, а отмена моратория приведет просто к повальному давлению на бизнес.

С «сорочинской ярмаркой» да в швейцарский банк

Еще одна инициатива законодателей, которая не понравится очень многим, касается раскрытия банковской тайны.

Отсутствие у контролирующих органов актуальной информации о состоянии счетов должника, движении денег на этих счетах, остатке средств, наличии банковского сейфа и т.д. усложняет деятельность контролирующих органов, поясняют авторы документа. И предлагают обязать банки раскрывать банковскую тайну по требованию тех самых органов.

Алексей Кущ считает, что после кризиса 2008-го понятие «банковская тайна» стало оксюмороном. И сегодня финучреждения различаются разве что уровнем «банковского стриптиза» для своих клиентов.

— Наши политики и чиновники очень любят сравнивать Украину с США, Швейцарией, Германией, напрочь забывая о принципе сравнивать подобное с подобным, — говорит эксперт. – Не надо запихивать «сорочинскую ярмарку» в швейцарский банк. Нас нужно сравнивать не с развитым Западом, а хотя бы с ближневосточными странами, Китаем, Гонконгом, где понятие банковской тайны гораздо более незыблемо.

Дело в том, поясняет экономист, что, во-первых, западные финансовые системы накопили такие объемы ликвидности, что деньги клиентов им не нужны. Они уже дошли до того, что не банк платит проценты по депозитам, а клиент платит банку за хранение его денег. В развивающихся странах, к которым относится Украина, ситуация противоположная – ликвидность банкам очень нужна.

Во-вторых, на Западе решена проблема теневой экономики, в то время как в Украине в тени работает половина предприятий, включая  легальные виды бизнеса.

Автомобиль – это роскошь!

Среди предложений авторов есть сюрприз и для автомобилистов: снизить порог среднерыночной стоимости легковых автомобилей, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом с 375 до 200 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Фактически речь идет о том, чтобы автомобили стоимостью 35-40 тыс. долларов облагать налогом на роскошь.

Это предложение возмутило генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, о чем он написал довольно эмоциональный пост.

«Понимают ли наши чиновники, что авто за 40 тысяч долларов – это не элитное авто, это всего лишь нормальная, безопасная, адекватная машина, вообще без всякой роскоши, — отметил эксперт. — Что там можно облагать налогом на роскошь — сиденья из кожзама, малолитражный двигатель или что? Это не «Бентли» за 200 тысяч баксов! И что лучше, чтобы в итоге человек с 40 тыс. долларов в кармане пошел в салон и купил новое экологичное адекватное авто, заплатил налоги и не загрязнял воздух или оставил эти деньги в кармане, не заплатив в бюджет ни копейки?».

По словам эксперта, в то время, как во всем мире граждан стимулируют покупать новые экологичные и безопасные авто, вводят экологические налоги и запреты на въезд в некоторые города на авто ниже Евро-6, в Украине карательными мерами стимулируют граждан ездить на старых автомобилях.

Озаботились экологией

В Украине на сегодня действует самая низкая ставка экологического налога за выброс углекислого газа, напоминают авторы документа. И предлагают приблизить эту ставку к минимальной ставке в странах ЕС, например, как в Польше — 1 евро за тонну. А для еще большего стимулирования предприятий авторы предложили повысить ставку налога за выбросы стационарными источниками.

Экология для нас, конечно, важна – кто бы спорил. Вопрос в другом: почему, как что-то заплатить населению или бизнесу, о Европе никто не вспоминает, но как только речь заходит о том, чтобы что-то содрать, тут же нам подсовывают информацию о европейских тарифах и ставках?

— Вопрос экологических налогов – дискуссионный, — считает Алексей Кущ. – Все мы понимаем, что разговоры об экологии – это разговоры о здоровье. Но дело в том, что у нас изначально принцип экологического налогообложения неправильный. И если на Западе он позитивный и поддерживающий, то у нас – негативный и карающий. Например, на Западе предприятию могут выписать штраф, условно, в 100 млн евро, но предприятие может не отдавать эти деньги, а потратить на замену фильтров, установку систем очистки и т.д. У нас же цели экологического налога – не улучшить экологию, а давить на бизнес и выбивать деньги с предприятий.

«Они снова доят корову, которая уже умерла»

Авторы документа полны оптимизма и уверены, что реализация норм законопроекта позволит увеличить поступления в госбюджет на 2,7 млрд грн, в местные бюджеты — на 0,5 млрд грн. Еще бы, ведь и цели у них грандиозные: «улучшение условий ведения бизнеса в Украине с одновременным ростом показателей Украины в международных рейтингах».

— Все самые идиотские законы объясняются в Украине двумя основными вещами: лучшими зарубежными практиками и развитием собственной экономики, — говорит Кущ. – А тем временем провластная партия сидит на мешке денег, который в упор не видит, и при этом пытается выжать из «мертвой коровы» литр молока. Но у вас же нерезиденты, скупившие ОВГЗ и получающие мегавысокие доходы, освобождены от налога на прибыль – так введите этот налог! Мы все время говорим о зарплатах членам набсоветов – так введите прогрессивную шкалу налогообложения, и пусть они 40-50% зарплаты отдадут в бюджет. Таким образом, и решение Конституционного суда будет выполнено, и западные партнеры буду удовлетворены, и казна будет наполняться. Или тот же налог на роскошь – это не налогообложение автомобиля за несколько десятков тысяч долларов. Облагаться должны именно роскошные вещи. Засветил нардеп часы за полмиллиона долларов – получил платежку из налоговой, показал экс-президент коллекцию картин – получил платежку, и т.д. Но вместо того, чтобы предпринять эти несложные и очевидные шаги, власть продолжает пытаться «доить корову», которая уже умерла.


Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.