Проект бюджета-2021: кто хвалил и за что ругали документ в парламенте

Проект бюджета-2021: кто хвалил и за что ругали документ в парламенте

Проект бюджета-2021: кто хвалил и за что ругали документ в парламенте

Проект бюджета-2021: кто хвалил и за что ругали документ в парламенте Комментарии: 0 Фото: Елизавета Сергиенко/Пресс-центр НБУ? Больше всего досталось правительству за бюджетный дефицит и новые кредиты, которые пойдут на увеличение расходов на президента и силовиков.

В пятницу, 18 сентября, правительство представляло в парламенте проект бюджета на 2021 год. Традиционно министр финансов хвалил свое детище, а депутаты от оппозиции находили в нем вопиющие, на их взгляд, несоответствия. «КП» в Украине» собрала мнения по поводу проекта главной сметы страны на следующий год.

Сам себя не похвалишь…

Выступая с парламентской трибуны, министр финансов Сергей Марченко заявил, что страна нуждается в рестарте, а проект бюджета-2021 можно назвать бюджетом возможностей для дальнейшего развития. По его словам, «документ сбалансирован и действительно является реальным к выполнению»

— Бюджет-2021 на макроэкономическом прогнозе, который правительство приняло в июле этого года, — заявил Марченко. — Этот прогноз предусматривает рост реального ВВП на 4,6% после ожидаемого падения в этом году на 4,8 %. Инфляция прогнозируется на уровне 7,3%, среднегодовой курс гривны к доллару заложен на уровне 29,1 грн за доллар.

В бюджет включены: повышение минималки до 6,5 тыс. грн, индексация пенсий и доплат пенсионерам в возрасте 75+, обеспечение доступными и качественными медуслугами, в том числе направление средств на COVID-пакет, продолжение образовательной реформы, развитие культуры и поддержка спорта.

Также, по его словам, среди приоритетов — повышение обороноспособности страны и повышение денежного обеспечения военнослужащих, продолжение проекта «Большая стройка», развитие железнодорожного транспорта, масштабная цифровизация экономики, формирование финансово состоятельных регионов.

Что касается бюджетного дефицита, то в 2021 году он составит 270 млрд грн (6% ВВП). Это на 1,5% меньше показателя 2020 года. По словам министра, в правительстве предусматривают сокращение дефицита бюджета до 4,5% ВВП в 2022 году, в 2023 году — до 3% ВВП.

Что говорит оппозиция

Депутаты от оппозиции больше всего внимания уделили таким неудобным вопросам, как увеличение финансирования Офиса президента, ДУС, Кабинета министров и Аппарата Верховной рады на фоне снижения средств, которые выделяются на субсидии населению.

Депутаты говорят, что у правительства нет программы, а оно увеличивает свое финансирование почти на 200 млн грн. На 2 млрд грн больше может получить Офис генпрокурора, а Государственному управлению делами (ДУС) хотят увеличить финансирование на 700 млн грн. При этом Минобороны получит на 123 млн грн меньше, а субсидии сократят на 2,7 млрд грн.

— Наступает «Золотой век» Зеленского, — говорит оппозиционный депутат от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко. – Субсидии у народа забирают, а президенту на офис и государственные дачи добавляют в сумме 1 млрд грн. Это самая дорогая «теплая ванна», в которую поместили Зеленского. Причем это все делается за счет наращивания долгов, которые потом придется отдавать следующим поколениям.

В свою очередь, депутат «Батькивщины» Алексей Кучеренко обратил внимание на то, что при нынешней структуре бюджета в отношении «зеленых тарифов» придется повышать тарифы на электроэнергию для населения. И это произойдет на фоне уменьшения субсидий.

Ругали депутаты и сокращение расходов на медицину. По их словам, они должны составлять 5% от ВВП, а в нынешнем проекте бюджета – это 3,5% от ВВП.

Обратили внимание народные избранники также на рост минимальной зарплаты до 6,5 тысячи гривен. По их словам, это приведет к увеличению нагрузки на малый бизнес.

Что говорят эксперты

Экономисты тоже критикуют нынешнюю версию проекта бюджета. Его называют слишком оптимистичным, рискованным и плохо спланированным.

По словам эксперта организации «CASE Украина» Василия Поворозника, доходная часть нынешнего бюджета на 9,4% больше, чем в пересмотренном бюджете на текущий год. Основной локомотив роста доходной части — налоговые поступления, они растут на 18,5% и составят 930 млрд грн.

«Самый большой прирост даст НДС (81,7 млрд грн, или 21,4%), НДФЛ (27 млрд, или 24%), рентные платежи (23,4%), но их доля в структуре налоговых поступлений незначительная (4,3%). То есть НДС в структуре поступлений занимает более 50%, НДФЛ — почти 15%, акциз — 16% «, — отметил эксперт.

По его словам, в Минфине причиной такого роста налога на добавленную стоимость назвали борьбу с махинациями, скрутками и другими операциями с НДС. Поэтому последние два месяца наблюдается значительное сокращение возмещения этого налога, экспортеры жалуются на задержки и несогласованную систему автоматического возврата НДС.

В свою очередь экономист «CASE Украина» Наталья Лещенко проанализировала расходную часть проекта бюджета.

«Рост расходов вместо их сокращения — это неудивительно, учитывая достаточно медленные темпы реформ, выполнение нетипичных для рыночной экономики обязательств и выборочную поддержку отдельных групп населения на фоне отсутствия стратегического видения. Одна из крупнейших новаций расходной части бюджета — повышение доходов работников бюджетной сферы из-за роста зарплаты. Пропорциональный рост и для первого разряда единой тарифной сетки (ЕТС), при помощи этого показателя рассчитывается оплата труда бюджетников. Опережающими темпами планируется увеличить расходы на социальную сферу: образование, медицину, культуру и спорт.

По словам Натальи Лещенко, некоторые расходы сократились, но это обманчивое сокращение.

— Так, например, в следующем году из сводного бюджета предполагается потратить 99 млрд грн на дорожное хозяйство, в то время как в этом году эта цифра составляла 135 млрд грн. Но если в этом году госгарантии на строительство дорог составляют около 19 млрд грн, в следующем — 71 млрд грн. Это те же расходы, но не учтены в бюджете. То есть часть расходов не учтена. Так, с большой долей вероятности правительству придется выплачивать обязательства по гарантиям, предоставленным государственным предприятиям и оцененным самим правительством в 5 млрд грн, — говорит Лещенко.

У специалистов есть опасения, что запланированных ресурсов не хватит и на выполнение увеличенных обязательств Пенсионного фонда.

— В  следующем году правительство повышает пенсионные обязательства: предполагается индексация пенсий и повышение минимальных пенсионных выплат. Но состояние Пенсионного фонда вызывает беспокойство. Кроме того, что бюджетом-2020 предусмотрен трансферт Пенсионному фонду в 202 млрд грн. За 8 месяцев 2020 года он еще увеличил долги перед Госказначейством на 16 млрд грн. Несмотря на умеренный рост доходов бюджета ПФ на 2021 год, можно ожидать, что и в следующем он года будет продолжать накапливать долги , — считает Лещенко.

По словам исполнительного директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, есть подозрение, что раздутые инфляционные ожидания бюджета связаны с тем, что правительство осуществит эмиссию гривны, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Василий Поворозник считает, что оптимистичные показатели документа могут вызвать вопросы у МВФ, и это станет причиной дебатов с международными донорами, что приведет к пересмотру проекта бюджета.

КСТАТИ

А на выборы?

Эксперты отметили, что нынешние показатели нельзя воспринимать как окончательные. Существует риск увеличения расходной части, в том числе за счет включения «прихотей» отдельных депутатов и политических сил накануне местных выборов, необходимости поиска ресурсов, которых не хватает на выполнение анонсированных правительством обязательств.


Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.